«Сериал должен быть жизненным»

06.03.2009

С каждым годом в отечественном телеэфире становится все больше и больше сериалов, но лишь некоторым из них удается удерживать аудиторию на протяжении долгих лет. Недавно вновь показанный по НТВ «Кодекс чести - 3» доказал, что тема благородства, доблести, любви к Родине и мужской дружбы по-прежнему вызывает интерес. Мы встретились с режиссером картины Георгием Николаенко, чтобы поговорить об этом, а заодно вспомнить с чего все начиналось. — Георгий Михайлович, фильмов и сериалов о войне, спецназе довольно много. Тем не менее зрители все равно готовы снова и снова их пересматривать. Как вы думаете, почему люди разных возрастов любят эти сериалы? — Для молодых, это скорее познавательный экскурс в историю. А мое поколение войну воспринимает совершенно иначе. У меня отец воевал. И отец моего отца тоже. Папа до конца дней страдал фронтовой эпилепсией. Это помимо трех ранений. Он пришел с войны 25-летним пацаном. И тогда почти все фильмы были о войне. Мы воспитаны на этом. Сейчас на телевидении действительно много сериалов о войне, о спецназовцах. Но люди, пережившие войну или знающие о ней по рассказам своих отцов и дедов, прекрасно видят, где настоящая история, а где придуманная, не имеющая ничего общего с реальностью. Я не осуждаю режиссеров, которые снимают такие фильмы, и я знаю о причинах, из-за которых они вынуждены снимать подобное. Но для меня военная тема — это святое. Если бы у меня была возможность, я снимал бы только военные картины. Хотя в моей фильмографии всего один такой фильм — «Шел четвертый год войны» (1983 год). — Он ведь вошел в пятерку лучших фильмов о войне? — Да, и что самое приятное, получил приз зрительских симпатий в Доме кино. Когда его показывают по телевизору, мне всегда звонит Саша Збруев, который сыграл там одну из главных ролей, и благодарит за фильм. Это для меня очень ценно. — Почему вы взялись за «Кодекс чести»? — Я взялся за сериал, как только увидел сценарий. Это фильм о людях, для которых понятия «честь» и «совесть» — не пустой звук, о тех, кто несмотря ни на что остался нормальным хорошим офицером. — Как возникла идея написать музыку к фильму? — Я ведь писал музыку к фильмам еще в советское время. У меня нет музыкального образования, но это не помешало мне стать композитором. В моих фильмах «Досье человека в Мерседесе», «Под маской Беркута», «Спасенному — рай» звучит моя музыка. Опыт был, поэтому я и вызвался. — Роль Пастухова писалась для Игоря Лагутина? — Нет. Он как все актеры в этом сериале проходил кастинг. Обратить на него внимание мне посоветовала жена. Она профессор в Щукинском училище. Я пришел в театр Сатиры, посмотрел на Лагутина в спектакле и он мне понравился. Игорь очень хороший артист и удивительный человек. — Если бы вам принесли несколько сценариев различных жанров и тематики, например, модную сейчас пародию, комедию или крепкий боевичок, что бы выбрали? - Мелодраму. — Мелодраму? Их так много сейчас… — То, что показывают по телевидению в большинстве своем не мелодрама. Это анти-кино. — Чего же не хватает этим сериалам? — Прежде всего, драматургии. Жизнь сама подбрасывает материал для кинокартин. Надо лишь быть более наблюдательным, и тогда сюжеты не придется высасывать из пальца. — Говорят, что вы очень строгий режиссер, штрафуете своих актеров за опоздания… — Я наоборот, пряник, а моя жена Валентина Петровна, второй режиссер — кнут. Я приду, всех девчат расцелую, со всеми рабочими, актерами поздороваюсь, и начинаем болтать. А Валентина быстро наводит порядок.

Поделиться: